Hotmail  |  Gmail  |  Yahoo  |  Justice Mail
powered by Google
WWW http://www.JusticeForNorthCaucasus.com

Add JFNC Google Bar Button to your Browser Google Bar Group  
 
 
Welcome To Justice For North Caucasus Group

Log in to your account at Justice For North Caucasus eMail system.

Request your eMail address

eMaill a Friend About This Site.

Google Translation

 

Российская доски



 

Блог Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

posted by eagle on January, 2013 as Российская доски


Блог Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева 

янв. 06 2013, 22:16

«И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…» О рождественских елках в России, СССР и на современном Северном Кавказе

Завтра мои православные друзья будут праздновать Рождество. Таинство рождественской службы, запахи хвои и крепкого мороза, ощущение очень личного и домашнего праздника и одновременно очень общего для всех, даже и неправославных…

В ближайших постах  – о новогодних, или рождественских, елках, о Новом годе на Северном Кавказе, о том, почему вдруг такая привычная с детства елка стала предметом ожесточенных споров между разными людьми и о том, как Магомедсалам Магомедов и Рамзан Кадыров защитили публичные елки в своих республиках…

Известно, что обычай ставить елку на Новый год пришел в нашу страну из Западной Европ.  Петр I, вводя новое летосчисление, мановением руки заменив 1 января 7208 года на 1 января 1700-го, заодно решил научить своих подданных озаботиться соответствующими деталями. "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".

В документе, конечно, речь идет только о ветках, затея Петра не очень-то приживалась, но известно, что полноценные рождественские елки, украшенные сладостями и игрушками, в Москве в то время все-таки ставили, и прежде всего в немецких домах.  

С 1704 года новогодние торжества переносятся в Петербург. Гуляния с царским размахом и роскошью – такими запомнились новогодние балы петровской эпохи, куда, правда, явка высокопоставленных придворных была добровольно-принудительной…

После смерти императора обычай ставить елку на новый год стал тихо умирать. И дело совсем не в том, что в елке увидели какой-то чужой символ  -  давления на елку практически не было, елки стали частью только городской культуры;  среднестатистическому крестьянину вообще было непонятно, почему он должен ездить в лес и рубить там ель, а затем ставить у себя в доме, да еще вешать на нее фрукты и пряники.

Второй раз елки появились в России уже в XIX веке. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, получившей имя Александра при крещении.

Немецкая принцесса ввела при дворе обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. Вскоре князь Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку. В 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку. Новогодние игрушки тогда не были приняты и елку наряжали фруктами и конфетами.

Однако русская деревня елку по-прежнему не принимала. Новая традиция рубить елки в лесу и зачем-то нести их в дом казалась мужикам барской прихотью. Не жаловала елки и церковь -  Святейший Синод считал обычай  иноземным и языческим и вплоть до начала ХХ в. распространял Указы, запрещающие елки в учебных заведениях. Появлялись и протесты российских Greenpeace – против массовых порубок под новый год выступали защитники природы.

Однако елка все же одержала вверх -  даже в годы Первой мировой войны, когда Святейший Синод припомнил Шарлоте ее нововведение, назвав его   «немецкой затеей», императорская семья устраивала елку в Царском Селе для солдат и офицеров, отправлявшихся на фронт.

В тоже время большие города охватила мода на елки – новогодние утренники в лучших домах, подарки под елочкой, дорогие изысканные елочные украшения из-за границы…

В конце XIX - начале ХХ века появляются первые новогодние и рождественские открытки

Когда Россия вступила в первую мировую, в 1914, в стране началась антинемецкая кампания: по указу императора Николая II стал работать  "Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем", немецкие колонии в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе уничтожались, а когда-то примерные колонисты, известные своей рачительной хозяйственностью, принудительно высылались в Сибирь.

Елка попала под пресс антинемецкой риторики. Пресса осуждала празднование Нового года с елкой,  церковь  и император Николай II назвали елку "вражеской" традицией и категорически ее запретили.

Однако Рождество -  праздник лишь для православных подданных многонациональной империи. Мусульмане Кавказа, Поволжья и Центральной Азии,  буддисты Сибири, и евреи, жившие на юге России и Малороссию, Рождество не праздновали.

У каждого из представителей этих конфессий  был и свой собственный Новый год, не совпадавший с Новым годом по православному календарю. В мусульманских аулах Северного Кавказа, еврейских "местечках", буддистских селах молились своим богам и ни о каких нарядных рождественских елочках и Дедушках Морозах на  1 января и помыслить было невозможно. Ситуация изменилась в советские времена. О том, почему Ленин любил елку, как Сталин «вернул» елку взрослым и детям, как традиция жила в период безбожных пятилеток и о современных полемиках на Северном Кавказе – в следующем посте… 

http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts/13545


comments (0)


1 - 1 of 1



RSS FEED


New Posts


по осуждению репрессивных действий российских властей против черкесского активиста Андзора Ахохова

по осуждению репрессивных действий российских властей против черкесского активиста Андзора Ахохова

Просьба признать геноцид черкесов направлена в Польшу в День ее независимости

Для нас неприемлема Конституция, в которой Крым - это часть России - Джемилев

Кавказский подлог-I


Search Российская доски



Российская доски


Российская доски (711)


Archive


december 2014

november 2014

april 2014

january 2014

december 2013

november 2013

october 2013

september 2013

august 2013

june 2013

may 2013

april 2013

march 2013

february 2013

january 2013

december 2012

november 2012

october 2012

september 2012

august 2012

july 2012

june 2012

april 2012

march 2012

february 2012

january 2012

december 2011

november 2011

october 2011

september 2011

august 2011

july 2011

june 2011

may 2011

april 2011

march 2011

january 2011

december 2010

november 2010

october 2010

september 2010

august 2010

july 2010

june 2010

may 2010

april 2010

march 2010

february 2010

january 2010

december 2009

november 2009

october 2009

september 2009

august 2009

july 2009

june 2009

may 2009

april 2009

march 2009

february 2009

may 2006



Acknowledgement: All available information and documents in "Justice For North Caucasus Group" is provided for the "fair use". There should be no intention for ill-usage of any sort of any published item for commercial purposes and in any way or form. JFNC is a nonprofit group and has no intentions for the distribution of information for commercial or advantageous gain. At the same time consideration is ascertained that all different visions, beliefs, presentations and opinions will be presented to visitors and readers of all message boards of this site. Providing, furnishing, posting and publishing the information of all sources is considered a right to freedom of opinion, speech, expression, and information while at the same time does not necessarily reflect, represent, constitute, or comprise the stand or the opinion of this group. If you have any concerns contact us directly at: eagle@JusticeForNorthCaucasus.com


Page Last Updated: {Site best Viewed in MS-IE 1024x768 or Greater}Copyright © 2005-2009 by Justice For North Caucasus ®