10.08.2011 г.
Медленно действующий яд
Глубоко заблуждаются те, кто видит в геноциде черкесов трагедию только прежних эпох. Ушедший в далекое прошлое геноцид, словно медленно действующий яд, все еще продолжает поражать черкесский этнос, препятствуя его национальному возрождению и консолидации.
Ни постановления высших органов государственной власти Кабардино-Балкарии и Адыгеи, требовавших от Кремля официального признания геноцида, ни широкая пропагандистская кампания в СМИ не возымели должного воздействия. Вспоминая мораль известной басни, мы вынуждены констатировать: воз и ныне там.
Более того, за последнее время наблюдаем попытки некоторых политиков закрыть наболевший "черкесский вопрос” путем самого банального свертывания дискуссии по его разрешению. Дескать, не надо нагнетать напряженность, поскольку в черкесских республиках и без того обстановка более чем неспокойная.
К сожалению, среди черкесов уже находятся люди, готовые поддержать такую позицию. Однако известная житейская мудрость гласит, что стремление избежать острых углов отнюдь не способствует их закруглению, а, наоборот, делает еще более острыми.
Черкесы "вне закона”
Очень важно, чтобы в определении своего отношения к вопросу о геноциде черкес не заглатывал наживки кремлевского агитпропа, а делал собственные выводы, основанные на логическом осмыслении фактов.
Идея признания геноцида – это не просто идея, которую, как известно, в карман не положишь, в стакан не нальешь и в коробку не запакуешь. Для того чтобы уяснить практическую пользу такого признания, достаточно взглянуть на такое явление, как Холокост.
Благодаря тому, что евреи добились признания Холокоста, они по сей день вправе поселяться в Германии, получать там бесплатное жилье и социальные выплаты, которых вполне достаточно для жизни. Зато у черкесов, переживших, в сущности, такой же геноцид, все обстоит диаметрально противоположным образом.
22 июня 2006 г. Президент России подписал Указ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом”. Но как только в российское законодательство были внесены эти дополнения, позволяющие живущим в зарубежье представителям коренных народов России возвращаться на свои родные земли, получая при этом материальную поддержку со стороны государства, сразу же выяснилось, что указ написан вовсе не для черкесов.
Они оказались единственным, наверное, российским этносом, которому поддержку в таком возвращении никто оказывать не собирается.
Нынешние демократические президенты оказались солидарны с императорами и советскими генсеками в своем нежелании видеть на Кавказе черкесов. Все логично, для всех названных правителей идеальным подданным всегда был раб, а черкесы с их традиционным свободолюбием и воинской доблестью никак в эту схему не вписываются.
Именно поэтому отношение к вопросу о геноциде черкесов довольно часто определяется даже не убеждениями, а социальным статусом того или иного человека. Чем ближе он к власти, тем меньше шансов на то, что станет сторонником такого признания.
А между тем этот вопрос требует скорейшего разрешения, поскольку оказавшаяся за рубежом черкесская диаспора тает и расслаивается, что является неизбежной участью народов, растворенных среди других этносов.
"Сэ сыадыгэщ”
Стоит напомнить, что именно черкесы, живущие за рубежом, составляют более 90 процентов от числа всех черкесов, живущих на нашей планете. Если учесть, что общее количество черкесов в мире колеблется на отметке девять-десять миллионов человек, а в Российской Федерации их проживает не более 800 тыс. человек, становится понятным, что именно вопрос о судьбе черкесской диаспоры за рубежом и станет главным фактором национального возрождения черкесов.
Ведь уровень патриотизма представителей зарубежной диаспоры пока еще очень высок, а мечта вернуться на Кавказ является для многих ее представителей просто смыслом жизни.
Утверждение "сэ сыадыгэщ” является для многих оторванных от родины черкесов главным жизненным девизом. И любят они свою землю, может быть, даже сильнее, нежели их соотечественники, живущие на Северном Кавказе. Здесь срабатывает простое житейское правило, по которому больше всего ценится именно то, чего у тебя сейчас нет.
Но правящие структуры России взяли курс на недопущение признания геноцида и возврат черкесской диаспоры на Родину. И поэтому нужно понимать, что на самом деле скрывается за красочными декорациями спокойствия и умиротворения, рисуемыми кремлевскими идеологами.
Как Москва решает черкесский вопрос
Чтобы понять фальшивую сущность всех этих декораций, достаточно взглянуть хотя бы на те методы, которыми в Москве решают черкесский вопрос. Тамошние политики не скрывают своей стратегии и на каждом углу трубят о том, что на Кавказе уважают только силу и умиротворить этот регион можно лишь путем нещадного подавления "сепаратистов”, применяемого в диапазоне от унижения до физического уничтожения.
Убийства видных представителей черкесского национального возрождения стали на Кавказе уже привычном делом. Разгадать тайну этих убийств можно лишь после ознакомления со всеми материалами следствия, на основании которых можно соглашаться или не соглашаться с официальными версиями властей. Поскольку такой возможности у нас нет, ограничимся лишь видимой частью айсберга, которая, впрочем, дает абсолютно исчерпывающую информацию о том, как Москва намерена решать черкесский вопрос.
Когда Россия получила право на проведение Олимпиады в Сочи, многие весьма лояльные Кремлю черкесские организации стали просить чиновников от спорта внести в пиктограммы Олимпиады зверушек из черкесского национального эпоса. Ведь ни для кого не секрет, что город Сочи стоит на костях черкесского народа – убыхов, почти поголовно вырезанных императорской армией. Но даже эту вполне логичную просьбу Москва проигнорировала: уступить в малом – значит дать надежду на уступки в большем.
Глобальный политический успех Кремля в завоевании права на проведение Олимпиады в Сочи обернулся серьезным региональным поражением. Осознание того факта, что место трагедии убыхов станет ареной всеобщего увеселения, вызвал бурные протесты на Кавказе и способствовал пробуждению национального самосознания черкесов. И тогда пропагандисты от власти начали настоящую информационную войну с "сепаратистами”, к коим был отнесен едва ли не каждый, кто осмелился вспомнить о своем черкесском происхождении.
Методы, используемые Москвой в этой войне, оказались хоть и не такими кровавыми, но не менее пошлыми и омерзительными, нежели те, которые мы наблюдали в эпоху геноцида.
"Специалисты” по черкесам
1 сентября 2010 г. газета "Комсомольская правда” опубликовала материал под броским заголовком "Расследование "КП”: кому нужна Великая Черкесия от Сочи до Азовского моря”. Материал был предварен следующим вступлением: "Спец. корр. "КП” Дарья Асламова попробовала выяснить, кто стоит за организациями, призывающими отобрать у России весь Краснодарский край и пару-тройку республик Северного Кавказа под новый политический проект – Великую Черкесию”.
Судя по заголовку, нам предложили ознакомиться с серьезным исследованием, созданным трудом специального корреспондента (т.е. специалиста во всех указанных сферах). Теперь смотрим на фамилию автора.
"Записки сумасшедшей журналистки”
Автором оказалась Дарья Асламова, которая прославилась своими произведениями сомнительного характера. Из-под ее пера вышли книги "Записки дрянной девчонки”, "Записки сумасшедшей журналистки”.
Теперь же она принялась "исследовать” черкесский вопрос. Впрочем, сама Асламова не слишком освоилась с отведенной ей ролью и клепала свое "историко-этнографическое” исследование игривым языком своих легких романов.
Именно в таком стиле мадам решила описать национальный характер черкесов: "Местные жители грубоваты, темны от загара, самолюбивы, как кошки, не церемонятся, быстро переходят на ты, скроены из легковоспламеняющегося материала и вносят темперамент во все, особенно в политику”.
И вся эта глупость сказана о людях, известных на весь мир своим гостеприимством!
Разумеется, мы не стали бы столь подробно обсуждать психопатологические особенности "творчества” Асламовой, если бы ее мнение не стало выдаваться популярной газетой как "компетентное” заключение "специалиста”. Нетрудно заметить, что здесь отчетливо поглядывает политический заказ: нужно было включить в дискуссию по черкесскому вопросу такую одиозную личность, как Асламова, чтобы самим ее появлением в сфере обсуждения этой глобальнейшей проблемы превратить трагедию в клоунаду.
Культурный геноцид
Осмыслив нынешнее положение дел на Кавказе, мы вынуждены сделать печальный вывод о том, что в отношении черкесов проводится политика культурного геноцида, препятствующего развитию их языка и культуры, не допускающего их возвращения на родину из ближнего и дальнего зарубежья, а также непрерывно унижающего их национальное достоинство.
Но плакаться в жилетку – это не удел черкеса. Потому что все далеко не столь беспросветно, как кажется на первый взгляд. Все усилия российских политиков любой ценой остановить процесс национального возрождения черкесов отражают лишь патологический страх перед этим возрождением. И остановить его в нынешних условиях столь же нереально, как и остановить приход весны, растапливающей залежавшиеся зимние снега.
P.S. В Республике Беларусь созданы коммерческие структуры, готовые в неограниченном количестве печатать книги, плакаты, календари и другую литературу, освещающую тематику черкесской культуры и истории. В том числе и ту, которая вряд ли вызовет одобрение российской политической цензуры.
Автор о себе
Я родился в черкесской семье, но в воспоминаниях детства не осталось места для счастья. В страшный для своей семьи день я был еще слишком мал, чтобы понимать смысл происходящего, оставшегося в моей памяти лишь на уровне ассоциативных образов.
Лишь много лет спустя я узнал о том, что мои родители были убиты, а я сам чудом избежал их участи, после чего меня взяла на воспитание семейная пара, которая вывезла меня в Белоруссию и старательно держала в тайне все события, произошедшие в моем раннем детстве.
Я вырос и жил среди белорусов, обретя две престижные профессии: юриста и журналиста и украсив свой комод двумя "красными” дипломами. Моя профессиональная карьера развивалась достаточно успешно и позволила работать в редакциях самых престижных белорусских газет.
У меня было все для счастья, но не было самого счастья, потому что я очень остро чувствовал свое отличие от окружающих меня людей и нехватку того, что принято называть Родиной. Зато даже в виртуальном общении по Интернету со своими соотечественниками мне сразу же становилось понятно, как много связывает меня с этими людьми вне зависимости от их возраста, статуса или уровня образования. Так зарождалось осознание мною своего места в жизни.
Я начал стремиться к тому, чтобы использовать свои знания и опыт во благо своего народа и найти для этого наилучшие способы применения. Похоже, мне это удалось и я нашел возможность для организации массового опубликования черкесской литературы в Белоруссии, чем сейчас и занимаюсь.
Сэ мыгувэу си Хэку сыкIуэжынущ!
Сергей Навоев
Белоруссия
© Газета "Голос Кабарды”, №6, июль 2011 г.
http://www.elot.ru/main/index.php?option=com_content&task=view&id=2496&Itemid=1