Уважаемые делегаты, уважаемые гости!
Ныбджэгъу лъап1эхэр!
Наш съезд собрался по очень важному поводу: сейчас со всей остротой стоит вопрос о сохранении статуса Республики Адыгея как самостоятельного субъекта РФ. Как известно, в ходе подготовки к выборам в депутаты Государственного Совета – Хасэ РА некоторые кандидаты выдвинули в качестве предвыборного лозунг о вхождении Адыгеи в состав Краснодарского края. И сейчас проводится сбор подписей под обращением к Президенту РФ о присоединении Адыгеи к краю. Все это вызывает тревогу и возмущение у нас, дестабилизирует общественно-политическую ситуацию в Республике. Хочу напомнить, что адыги являются древнейшим автохтонным народом Северо-Западного Кавказа, который на протяжении тысячелетий живет на данной территории со своим языком, историей и культурой. Адыги издавна стремились к созданию своей государственности, выступали как самостоятельная политическая сила на Кавказе, с которой считались не только соседние, но и отдаленные народы.
Известно, что предки адыгов – синды, одно из меотских племен еще в V веке до н. э. чеканили свою монету и создали рабовладельческое государство, одно из древнейших на территории нашей страны. В последствии Синдика потеряла свою независимость. В IV веке н. э. серьезный ущерб политическому и этническому развитию нанесло нашествие гуннов. Вместе с тем тенденция к этнической консолидации не исчезла полностью. С образованием касожского Союза в IX веке завершается становление единого древнеадыгского народа, отличавшегося общностью территории, языка, культуры, этнического самосознания, феодальным типом социальных отношений. Хотя у адыгов не было единого централизованного государства, у них имелись серьезные атрибуты государственности. У адыгов существовал определенный тип политической организации, базовыми институтами которой являлись адыгэ хабзэ (общеадыгский морально-правовой кодекс), Хасэ (законодательное собрание) и суды. В период Кавказской войны продолжался процесс развития государственности у адыгов.
В 1834 г. абадзехи, шапсуги, натухайцы и убыхи заключили между собой военный и политический союз. Условия союза предусматривали объединение вооруженных сил горцев, недопущение связей с царской администрацией и запрет на ведение сепаратных переговоров с царским командованием. Символом единства адыгов явился национальный флаг, принятый в 30-х гг. XIX в. Он представлял собою зеленое полотнище с 12 звездами и тремя перекрещенными стрелами. Сейчас это – государственный флаг Республики Адыгея. Руководителями союза адыгов была в 1835 г. принята «Декларация независимости Черкесии».
Именно в этот период был выдвинут проект создания единой политической организации в Западной Черкесии. Этот проект предусматривал превращение народных собраний в постоянно действующие органы власти, создание регулярных вооруженных сил, введение четкой системы административно-территориального управления. Проект начал реализовываться в конце 40-х гг. XIX в.
Ярким выражением развития государственности явилось принятие в 1841 г. на собрании представителей «демократических» субэтнических групп на р. Пшехе союзного договора — Дефтера. Этот документ вводил в обществе единые религиозные и гражданские правила, принципы соблюдения общей политики в отношении России.
Видными политическими и военными вождями адыгов были Сефер-бей Заноко, Шамуд Шупако, Тугужуко Кизбеч, Зеккерий Хатко и другие.
С 1847 г.в Черкесии проводилась политическая реформа. Большую роль в проведении реформы сыграло Адагумское собрание, длившееся с февраля 1848 г. по февраль 1849 г. Результатом работы этого собрания явилось создание единой административно-судебной системы и образование конфедерации абадзехов, шапсугов, натухайцев и убыхов. Административное управление конфедерацией строилось по территориальному принципу. Вся подвластная ей территория была разделена на административные участки по сто дворов в каждом. Участками управляли избранные народом старшины.
Такие участки, находящиеся в каждой долине (псухо), имели в качестве общего руководящего органа управления совет псухо. В него обычно входило 16 старшин. Для решения вопросов, касающихся всей конфедерации, созывались собрания представителей всех населяющих ее субэтнических групп.
В дальнейшем проведение политических реформ натолкнулось на упорное сопротивление как прежних мощных родственных объединений, так и феодальной аристократии. Кроме того, созданию единой сильной государственной системы с неизбежным подчинением отдельной личности общественным властям весьма препятствовал дух личной независимости и свободы, характерный для черкесов.
Тогда реформаторы снова обратились к исламу, как мощному идеологическому средству сплочения черкесского общества. В этот переломный момент в Западной Черкесии появился третий наиб Шамиля – Мухаммед Амин. Действуя энергично и целеустремленно, он сумел заложить основу для создания Черкесского государства. Политическая система Мухаммеда Амина обладала определенной устойчивостью, однако наиб не сумел до конца реализовать идею государственности. Политику объединения адыгов проводил Сефер-бей Заноко.
Заключительный этап общественно-политических преобразований у западных адыгов связан с созданием и деятельностью в 60-х гг. XIX в. меджлиса «вольности черкесской». Меджлис был образован представителями абадзехов, шапсугов и убыхов в июне 1861 г. Он разделил подвластную территорию на 12 округов, создал аппарат управления и ввел налоги. Это было образование государственного типа. Создание меджлиса 1861 г. является ярким примером государственно-правового творчества адыгов.
Вместе с тем, заложенный в меджлисе потенциал не успел в полной мере реализоваться вследствие поражения адыгов в Кавказской войне и вынужденного переселения большинства из них в пределы Османской империи. Царское завоевание не позволило завершиться закономерному процессу образования централизованного Черкесского государства.
Из остатков некогда многочисленного и могущественного народа, была образована в 1922 году Адыгейская автономная область. Она на первоначальном этапе напрямую входила в состав РСФСР, т. е. была самостоятельным субъектом страны. Но в результате последующих государственно-территориальных преобразований, проводившихся в стране, она находилась в составе различных административных территорий, и дольше всех, с 1937 по 1991 годы - в Краснодарском крае.
Благоприятные политические условия, наступившие в стране в конце 80-х годов прошлого века, позволили реализоваться вековым чаяниям адыгского народа – обрести государственность в форме республики. Важно, что республика была провозглашена на внеочередном съезде адыгского народа, а затем на сессии областного совета народных депутатов, и что этот государственно-правовой статус был закреплен федеративным договором между Республикой Адыгея и Федеральным центром, а также в Конституции Российской Федерации.
Статус республики позволяет адыгам чувствовать себя полноценными представителями федеративного государства, он лежит в основе национальной гордости адыгов за свою страну — Российскую Федерацию.
Отдельные политические силы открыто и безнаказанно призывают к упразднению республиканского статуса, по сути, к антиконституционному перевороту. Используя тот факт, что адыги по известным трагическим обстоятельствам на своей исконной земле оказались в меньшинстве, неразвитость демократии в обществе, ксенофобские настроения некоторой части населения, деструктивные силы ведут активную работу, чтобы лишить адыгский народ государственности через референдум.
Мы, адыги, путь к России которых был нелегок, вполне ощущаем себя частью многонациональной Российской Федерации, но мы древний самобытный народ со своей особой историей и культурой, всем ходом истории заслуживаем право и перед человечеством, и перед Россией и впредь жить как народ со своим языком, своей культурой.
Республика - это завоевание многострадального адыгского народа, реализация его права на самоопределение, это шанс к сохранению самобытности, богатого духовного наследия этноса, механизм, обеспечивающий равные права с другими народами России.
Адыгэ Хасэ признает равноправие представителей всех народов, проживающих в Республике Адыгея, заявляет о неизменном глубоком уважении и братских отношениях к ним, за понимание национальных потребностей коренного народа, повседневную его поддержку в решении насущных проблем жизнеобеспечения.
Вместе с тем, учитывая сложную этнополитическую ситуацию, сложившуюся в Российской Федерации и в Республике Адыгея в результате деструктивной деятельности некоторых общественно-политических сил как в стране, так и в Северо-Кавказском регионе, считает вредной перекройку границ в условиях многонационального и многоконфессионального Северного Кавказа.
Надо твердо стоять на защите государственно-правового статуса Республики Адыгея как самостоятельного субъекта Российской Федерации, закрепленного в Конституции Российской Федерации и в Конституции Республики Адыгея.
Только существование республики гарантирует сохранение адыгского этноса, его языка, культуры.
Призываю делегатов съезда высказать свое мнение по сути повестки дня, о сохранении статуса Республики Адыгея, как самостоятельного субъекта Российской Федерации.
АдыгеяНатПресс