Hotmail  |  Gmail  |  Yahoo  |  Justice Mail
powered by Google
WWW http://www.JusticeForNorthCaucasus.com

Add JFNC Google Bar Button to your Browser Google Bar Group  
 
 
Welcome To Justice For North Caucasus Group

Log in to your account at Justice For North Caucasus eMail system.

Request your eMail address

eMaill a Friend About This Site.

Google Translation

 

Российская доски



 

К этимологии адыгских субэтнических названий «бжедуг, шапсуг»

posted by eagle on April, 2010 as Российская доски


К этимологии адыгских субэтнических названий «бжедуг, шапсуг»
10.04.2010 – 15:25 – Натпресс

По какой-то причине субэтнические названия – «бжъэдыгъу» и «шапсыгъ» – считаются трудными для этимологии. Придумываются самые разные их объяснения, начиная от самых нелепых, кончая заумными. Между тем адыгский язык – древний, суперсложный (наряду с абхазским и убыхским), но в то же время и один из самых прозрачных в мире.

Как это ни странно, термин «бжъэдыгъу» даже «серьезные» языковеды производят от «бжъэ» - «рог» и «тыгъу» - вор, кради. В подтверждение этого бытует соответствующая байка о том, как бжедуги украли у кого-то рог. Но какой же народ может назвать себя так даже ради шутки? Тем более, если это название навязывается соседями.

Но есть и иной подход в трактовке: его производят от тюрского «бешдаг» - пятигорье. По мнению автора версии, обращение к тюркскому языковому пласту удревляет термин, делает его более значимым. А как же? Тюркский суперэтнос сегодня действительно велик, и быть причастным к нему большая честь. И не беда, что по сути удревления не получается – тюрки, хоть их и много, но относительно молоды.

Термины «бжедуг» и «шапсуг» гораздо – на несколько порядков – древнее.

Во-первых, скажем о том, что еще каких-то 50 лет назад сами бжедуги утверждали, что «бжъад» - это какая-то порода дерева. И это слово является якобы производным к названию. Во-вторых, конечное «гъу» в этом слове, несомненно, означает «человек».

Начнем анализ со слова «гъу» - человек. В современном языке адыгов его сейчас нет. Но активно существует такое, например, слово как «сосед» - «гъунэгъу». Если отделить от этого слова конечное «гъу», то получится «гъунэ», что означает «граница», «край». То есть, объединив это слово вновь, его можно перевести следующим образом, «некто, который находится за гранью, за краем».

Теперь расчленим уже полученное слово «гъунэ». Если учесть, что «нэ» в слове «нэпкъ» - «берег» означает «место», то целиком слово «нэпкъ» нужно перевести как «место со структурой» (прочное место). Слово же «пкъы» в современном языке адыгов значит «тело, остов, костяк».

Чтобы показать, что слово «гъу» не просто «некто» или «кто-то», а именно «человек», используем слово «гъусэ» - «спутник». В данном слове явно, что «гъу» - «живое существо», а «сэ» в древности, видимо, означало «совет». К нему легко подбираются однокоренными слова как «усэ» - «стихотворение» (досл. перевод - «то, что сочинено), «усэрэжъ» - «философ» (досл. перевод – «тот, кто дает советы»).

Так вот, «бжедуг», не вдаваясь в иные подробности, нужно переводить как «человек» из местности Бжад», где и само слово «бжъад», тоже членится. Риск заключается лишь в том, что прежде, чем делить это слово на составные, следовало бы узнать его точное значение.

Дело в том, что, может быть, основа слова «бжедуг» и не восходила к названию породы дерева, а содержит, скажем, компонент названия цветка «бжъэндэхъу» - «василек». Это слово бжедуги должны были бы произносить «бжъэдэхъу», они часто «роняют» «н» в позиции перед «д». Например, «ефэнд» - «мусульманский священнослужитель» - «ефэд». «Хъу» же в слове «бжъэндэхъу» - «василек» - лишь указатель на «пол» цветка – мужской.

Словом, элемент «гъ» в этнотермине «шапсыгъ», скорей всего, тот же «гъу», только, как сказали бы профессора Н. Ф. Яковлев и Д. А. Ашхамаф, «унифицированный». А раз так, то шапсугам необходимо искать в качестве своей прародины местечко, а, вернее, речку «Шапс».


Аслан Шаззо


http://www.natpress.net/stat.php?id=5261


comments (0)


1 - 1 of 1

post a comment

your name*

email address*

url

comments*

code*

comment note





RSS FEED


New Posts


по осуждению репрессивных действий российских властей против черкесского активиста Андзора Ахохова

по осуждению репрессивных действий российских властей против черкесского активиста Андзора Ахохова

Просьба признать геноцид черкесов направлена в Польшу в День ее независимости

Для нас неприемлема Конституция, в которой Крым - это часть России - Джемилев

Кавказский подлог-I


Search Российская доски



Российская доски


Российская доски (711)


Archive


december 2014

november 2014

april 2014

january 2014

december 2013

november 2013

october 2013

september 2013

august 2013

june 2013

may 2013

april 2013

march 2013

february 2013

january 2013

december 2012

november 2012

october 2012

september 2012

august 2012

july 2012

june 2012

april 2012

march 2012

february 2012

january 2012

december 2011

november 2011

october 2011

september 2011

august 2011

july 2011

june 2011

may 2011

april 2011

march 2011

january 2011

december 2010

november 2010

october 2010

september 2010

august 2010

july 2010

june 2010

may 2010

april 2010

march 2010

february 2010

january 2010

december 2009

november 2009

october 2009

september 2009

august 2009

july 2009

june 2009

may 2009

april 2009

march 2009

february 2009

may 2006



Acknowledgement: All available information and documents in "Justice For North Caucasus Group" is provided for the "fair use". There should be no intention for ill-usage of any sort of any published item for commercial purposes and in any way or form. JFNC is a nonprofit group and has no intentions for the distribution of information for commercial or advantageous gain. At the same time consideration is ascertained that all different visions, beliefs, presentations and opinions will be presented to visitors and readers of all message boards of this site. Providing, furnishing, posting and publishing the information of all sources is considered a right to freedom of opinion, speech, expression, and information while at the same time does not necessarily reflect, represent, constitute, or comprise the stand or the opinion of this group. If you have any concerns contact us directly at: eagle@JusticeForNorthCaucasus.com


Page Last Updated: {Site best Viewed in MS-IE 1024x768 or Greater}Copyright © 2005-2009 by Justice For North Caucasus ®