Шапсугия: САЛЬБИЙ БОУС: "НИЗКАЯ ДЕМОГРАФИЯ – КАТАСТРОФА ДЛЯ МАЛОЧИСЛЕННОГО НАРОДА"
|
posted by eagle on August, 2009 as Российская доски
САЛЬБИЙ БОУС: "НИЗКАЯ ДЕМОГРАФИЯ – КАТАСТРОФА ДЛЯ МАЛОЧИСЛЕННОГО НАРОДА" Тематика: МНЕНИЕ ДЕЛЕГАТА
"Уважаемые делегаты и гости съезда! В отчетном докладе председателя Хасэ мы с вами прослушали то, что удалось сделать организации за прошедшие годы, а также о проблемах и предстоящих задачах. Сегодня я хочу коротко остановиться на двух темах – демографической ситуации у шапсугов и вопросе о земле. Ни для кого не секрет, что уровень жизни людей растет не такими темпами, как хотелось бы. Смерть превышает рождаемость. Совершенно правильными и актуальными на сегодняшний день являются меры, принятые президентом и правительством страны о необходимости денежной компенсации за рождение третьего ребенка в семье. Может быть, это "подстегнет" тех, кто не решается родить больше одного ребенка или вообще не желает создать семью. Шапсуги всегда были многодетными. Даже в самые сложные и суровые времена. Ныне ссылка на то, что нет материального достатка в семье – не больше, чем отговорки. Если человек физически здоров и не ленится, если у него есть желание трудиться, он сможет заработать на безбедную жизнь, создать семью, прокормить своих детей и воспитать их во славу народа. Какова сегодня реальная жизнь шапсугов в населенных пунктах Лазаревского района, какова продолжительность жизни в наших аулах? Остановлюсь на статистике прошедшего, 2006 года. Аул Наджиго. Средняя продолжительность жизни здесь составляет 64 года: у мужчин – 47 лет, у женщин – 81 год. Поселок Шхафит. Средняя продолжительность жизни – 71 год: у мужчин – 67 лет, у женщин – 74 года. Аул Хаджико. Средняя продолжительность жизни – 80 лет: у мужчин – 67 лет, у женщин – 89 лет. Аулы Калеж и Лыготх. Средняя продолжительность жизни – 64 года: у мужчин – 54 года, у женщин – 76,4 года. Аул Тхагапш. Средняя продолжительность жизни – 79 лет. Случилось так, что в 2006 году в этом ауле в мир иной уходили только женщины. Аул Большой Кичмай и поселок Ахинтам. Средняя продолжительность жизни – 68 лет: у мужчин – 66 лет, у женщин – 77 лет. Аул Малый Кичмай. Средняя продолжительность жизни – 56 лет: у мужчин – 65 лет, у женщин – 51,5 года. Поселок Головинка. Средняя продолжительность жизни – 61,7 года: у мужчин – 59,6 года, у женщин – 68 лет. Таким образом, в 2006 году умерло 45 человек – 23 мужчины и 22 женщины. Уважаемые делегаты! Везде – во всех республиках, краях и областях – демографическое положение ничуть не лучше, чем у нас. Но если убыль у больших народов просто заметна, то у малочисленных – принимает характер настоящей катастрофы. Как показывает статистика, шапсугские женщины переживают своих мужей в среднем на 12 лет. На мой взгляд, это связано с тем, что женщины ведут более здоровый, более трезвый образ жизни. Еще один немаловажный фактор. В населенных пунктах, где проживает больше пожилых людей, и порядка больше. Поэтому везде, где работа Советов Старейшин ослабла или прекратилась вообще, необходимо ее активизировать или возобновить. Параллельно с Советами Старейшин необходимо воссоздать Советы пожилых женщин. Поведение наших девушек, так же как и юношей, должно быть достойно представителей нашего народа. Ответственность по созданию этих советов должна быть возложена на Чиле Хасэ. Воспитание детей, вопросы семьи и школы, поведение в обществе должны стать приоритетными для нового состава Адыгэ Хасэ. Второй вопрос, на котором хотел бы остановиться, это вопрос о земле. Он был, есть и будет краеугольным камнем во все времена у всех народов. Волнует он и многих коренных жителей – аборигенов Черноморского побережья. Многие семьи десятилетиями живут в общежитиях, где с советских времен, отделившись от родителей, поселились, работая в организациях и предприятиях, имеющих свой жилой фонд, с перспективой получения собственной квартиры. Однако с развалом великой страны эти перспективы рухнули. За это время у многих выросли дети, внуки, которые продолжают жить в тех же общежитиях. Если раньше люди надеялись получить квартиры, то сегодня мечтают получить клочок земли для строительства собственного дома. Раньше, согласно закону Краснодарского края, лицам, стоящим в очереди на получение земельных участков можно было получить заветный участок при подходе очереди, ныне закон не предусматривает этого. Согласно федеральному Закону, вступившему в силу с 1 октября 2005 года, предоставление земельных участков осуществляется только с торгов (аукционов). В связи с этим, у многих шапсугов возникает вопрос: каким образом шапсуги, входящие в Перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающие на своей исконной территории с незапамятных времен, будут покупать земли своих предков? И у кого? Тем более, в горных аулах, как мы все это знаем, земли традиционно были родовыми и до советской власти принадлежали фамильным родам, а когда началась коллективизация, эти земли насильно отнимались у людей и включались в состав колхозов. После распада Советского Союза эти земли стали акционерными. На мой взгляд, земельные участки представителям коренного малочисленного народа должны выдаваться без торгов, тем более, что подобные законы приняты во многих субъектах Российской Федерации, где проживают малочисленные этносы, подобно причерноморских шапсугам, входящие в Перечень коренных малочисленных народов. В наших поселках, а тем более в аулах, многие семью нуждаются в улучшении жилищных условий. Многие живут в родительских домах со своими семьями только лишь из-за отсутствия земли под ИЖС. Нынешнее российское законодательство предусматривает выделение земельных участков без торгов только Героям Советского Союза и Российской Федерации, Героям соцтруда, полным кавалерам орденов Трудовой Славы и боевой Славы. Закон о предоставлении земельных участков адыгам-шапсугам можно принять и на краевом уровне согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, решение земельных вопросом находится в совместном ведении правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день в субъектах РФ, где проживают коренные малочисленные народы, входящие в перечень коренных малочисленных народов РФ, подобные законы уже давно приняты. Что мешает администрации и Законодательному Собранию Краснодарского края принять такие же нормативные акты? Может быть, мы сами недостаточно активно работаем в этом направлении? Новому составу Хасэ необходимо уделить данному вопросу особое внимание. Уважаемые делегаты! Мы, потомки древних зихов и меотов, следуя многовековой мудрости наших предков, проживаем в тесном сотрудничестве с народами великой страны, своим поведением в обществе и трудолюбием, на основе адыгского этикета приумножим славу своих предков!"
| http://www.shapsugiya.ru/index.php?link=news&action=show&id=1 |
comments (0)
|